Гигиена издательской продукции и информационной среды. Экспертиза предметов детского обихода.
Новости

10.07.2019

Гигиена издательской продукции и информационной среды. Экспертиза предметов детского обихода.

Навык чтения - основа учебной деятельности, сложный психофизиологический процесс, включающий технику чтения и понимание текста, требующий работы не только органа зрения, но и высшей нервной деятельности (зрительных различения, внимания, памяти).

Навык чтения облегчает зрительную работу и вцелом освоение учебной программы, следовательно, положительно влияет на здоровье ребенка.

Процесс формирования навыка чтения предъявляет высокие требования к организму, составляя зрительную и иную нагрузку (на опорно-двигательный аппарат и др.).

Гигиенические требования к безопасности издательской (книжной и журнальной) продукции, школьно-письменных принадлежностей отражены в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011.

Биологическая безопасность издательской продукции определяется параметрами шрифтового оформления и приемами оформления текстов в зависимости от вида издания, объема текста единовременного прочтения, возраста пользователя и в соответствии с физиологическими особенностями органов зрения детей и подростков.

Гигиеническая классификация учебных изданий для общеобразовательных школ

1. по учебным дисциплинам (гуманитарные, математические, естественные, специальные для начального профессионального образования)

2. по виду издания (учебник, учебное пособие.практикум, хрестоматия)

3. по возрасту (начальное, основное, общее образование)

Проблемы гигиены предметной среды:

1. Рост объема информации. Следствие: преждевременное утомление, нервно-психические расстройства, тяжелый портфель.

2. Все более широкое применение технических средств обучения (компьютер, ридер и проч.). Наряду с позитивом – масса негативных последствий для здоровья: от трудностей организации рабочего места в школе до бесконтрольного выбора информации и пребывания за компьютером.

3. Отставание гигиенического нормирования. Электронные книги и прочие технические новинки нуждаются в своевременном гигиеническом нормировании: регламентации размеров, формы, цвета, яркости дисплея, величины шрифта, продолжительности работы с ними и проч.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза (оценка) предметов детского обихода

основные методы / показатели

1. органолептические (внешний вид, характер поверхности, запах, оценка конструктивных особенностей (покроя) и проч.)

2. санитарно-химические (определение стойкости покрытия к действию слюны, пота, влажной обработке, изменение рН-вытяжки, содержания мигрирующих химических веществ, индекса токсичности и др.)

3. физико-гигиенические и радиологические (гигроскопичность, воздухопроницаемость, электризуемость , оценка теплозащитных свойств - одежда; уровень звука, ЭМП, локальной вибрации, радиации - игрушки; взвешивание, измерения, денситометрия – издания, и т.п.)

4. микробиологические

5. клинико-токсикологические, в т.ч. определение кожно-раздражающего действия материалов.


Возврат к списку